Архитектурная ворчалка

Смотрю на застройку Катара, Сингапура, да и на Москва-сити тоже. Зародыши Катара вижу и в нашем Лахта - центре. Пока только зародыши. Задаю себе вопрос: это градостроительство? Это подчиняется законам планировки, проверенным временем? Это искусство архитектуры? Нет!

А тогда как назвать этот хаос из стекла и бетона? Ближайшее сравнение - это оппозиция лес - парк. Парк возникает по законам красоты, лес возникает как зеленый хаос, игнорируя любые законы. На чьей же стороне должен находиться архитектурный гомо-сапиенс? Если мы за архитектурный лес, тогда мы предали градостроительную науку, которой следовало до нынешних времен все человечество.

Подробнее...

В России надо возрождать инженерную школу, иначе через два-три года будет рушиться все

Комов Алексей, член Правления Союза архитекторов России

В стране мно­гое ру­шит­ся, вклю­чая мо­сты (по­след­ний слу­чай – 21 но­яб­ря в Во­ро­не­же), по­то­му что мы до сих пор «про­еда­ем» со­вет­ское на­след­ство и не об­нов­ля­ем ин­фра­струк­ту­ру, ко­то­рая из­но­ше­на. Мы го­во­рим, что нет средств на ком­плекс­ное об­нов­ле­ние, но в то же вре­мя тра­тим бе­ше­ные день­ги на ла­ки­ров­ку, на «при­пуд­ри­ва­ние по­лутру­пов» и за­ни­ма­ем­ся «бор­дюр­ной би­жу­те­ри­ей».

Дру­гое дело, ко­гда ру­шат­ся кон­струк­ции, ко­то­рые по­стро­е­ны недав­но. Та­кие вещи про­ис­хо­дят, по­то­му что у нас пол­но­стью утра­че­ны ин­же­нер­ная и ар­хи­тек­тур­ная шко­лы: че­рез два-три года у нас во­об­ще не бу­дет смеж­ных в этой об­ла­сти про­фес­сий, по­то­му что та­ких спе­ци­а­ли­стов прак­ти­че­ски уже не го­то­вят. И даже пе­ре­ход на но­вей­шие циф­ро­вые тех­но­ло­гии ни­че­го не ре­шит, по­то­му что мы утра­тим воз­об­нов­ля­е­мость кад­ров, ко­то­рые по­ни­ма­ют, что из чего со­сто­ит. Еще один мо­мент – объ­ек­ты, мо­сты ру­шат­ся, по­то­му что их непра­виль­но экс­плу­а­ти­ру­ют, не уме­ют их экс­плу­а­ти­ро­вать, к тому же и на это нет средств. Шко­ла экс­плу­а­та­ции та­ких объ­ек­тов у нас тоже пол­но­стью раз­ру­ше­на.

Подробнее...

Вышел четвертый номер 2018 года газеты Союза архитекторов России

В выпуске: итоги Международной конференции «[PRO] КОМФОРТ» и фестиваля «Эко-берег», обзор Кельнской выставки "Spoga+gafa", интервью с кураторами и участниками XXVI Международного фестиваля «Зодчество 2018». 

Подробнее...

Что объединяет архитектурное сообщество

Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44», лауреат Премии «Хрустальный Дедал» (2001, 2004, 2012)

Сообщество российских архитекторов сейчас переживает период крайней раздробленности. Вся система связей, которая существовала в советский период: съезды, смотры, конференции, учебы и так далее, фактически, перестала функционировать. Архитекторы, работающие в различных регионах и городах, не имеют, да и не стремятся получить информацию о деятельности своих коллег. В каждом регионе выстраивается своя иерархия. Профессиональный цех дошел до состояния атомизации. Каждый выживает, как может.

Это состояние опасно не только тем, что не позволяет отстаивать интересы профессии и выстраивать консолидированную позицию в экономических и юридических вопросах, но и самое страшное - приводит к размыванию качественных стандартов. Абсолютно исчезли критерии оценки архитектурного качества, что хорошо, что плохо. Что, в свою очередь, приводит к катастрофической провинциализации отечественной архитектуры.

Подробнее...

Три трансформации

25 октября в отеле «Амбассадор» состоялся семинар «Пространства-трансформеры», организованный журналом «Проект Балтия» при поддержке компании КНАУФ. На заданную тему говорили представители архитектурных бюро JKMM (Хельсинки), «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» (Санкт-Петербург) и ABD architects (Москва – Санкт-Петербург).

Открывая семинар, главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов подчеркнул актуальность темы, в первую очередь, в рамках жилой типологии: проектирование квартир-«трансформеров» становится сегодня повседневной, рутинной работой архитектора. Однако, по словам Владимира, изменяемое пространство не является новостью в архитектурном поле. «Парадигма открытого модернистского пространства, готового к трансформациям», была принята еще в начале XX века (ср. офисное здание компании Larkin Фрэнка Ллойда Райта).

В течение семинара речь шла о трех типологиях пространств-«трансформеров»: офисной, общественно-культурной и жилой.

Подробнее...